Прокурор разъясняет

          

  • Прокурор разъясняет

    Памятки

    Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан

    Новое в трудовом законодательстве: Диспансеризация и медицинский осмотр

    Призыв граждан на военную службу

    Разъяснение порядка личного приема граждан в органах прокуратуры

    Юридическая ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности

    Последствия немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ

    Новое в административном законодательстве

    Ответственность несовершеннолетних за хранение, распространение наркотиков

    КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

    ПРАВОВЫЕ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЗАЩИТЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА

    Об административной ответственности за распоряжение федеральной собственности с нарушением закона

      

    Статьи

     О судебном порядке рассмотрения жалоб

    В соответствии с положениями статьи 125 УПК РФ постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

    В тех случаях, когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом совершения деяния, жалоба рассматривается районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело. Жалоба может быть подана любым участником уголовного судопроизводства, а также действующим в интересах заявителя защитником, законным представителем или представителем или иным лицом в той части, в которой процессуальные действия или решения затрагивают его интересы, непосредственно в суд либо через должностных лиц органов предварительного расследования и прокурора.

    В ходе предварительной подготовки к судебному заседанию суд должен выяснить, подсудна ли жалоба данному суду, подана ли она надлежащим лицом, имеется ли предмет обжалования, содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения. В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений (например, отсутствуют данные о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), она возвращается заявителю для устранения недостатков с указанием причин принятия решения и разъяснением права вновь обратиться в суд. Если жалоба с аналогичными доводами уже удовлетворена прокурором или руководителем следственного органа, либо уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу либо по делу постановлен приговор или иное окончательное решение, то судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то прекращается производство по жалобе.

    Принятые судом жалобы рассматриваются не позднее чем через 5 суток со дня поступления в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалованным действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. В случае отзыва жалобы заявителем после назначения судебного заседания, судья выносит постановление о прекращении производства по жалобе.

    В ходе судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, участвующий в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судом может быть принято решение о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

     

     О возвратном лизинге транспортных средств

    В последнее время получили распространение случаи выдачи недобросовестными участниками финансового рынка займов гражданам под видом возвратного (обратного) лизинга транспортных средств. 

    Возвратный (обратный) лизинг является одним из видов финансовой аренды, при которой собственник продает имущество                                       (к примеру – автомобиль), а потом получает этот же актив во временное пользование. При этом он в соответствии с договором должен регулярно вносить лизинговые платежи, а после их выплаты в полном объёме получает имущество обратно в собственность.

    Практика использования этих договоров показала, что при внесении платежей в рамках исполнения договора возвратного лизинга транспортных средств гражданин в итоге должен выплатить сумму, в четыре-пять раз превышающую стоимость, за которую продал автомобиль. В случае несвоевременного внесения платежа начисляется штраф. Процентные ставки и размер неустойки при просрочке платежа по этим договорам ничем не ограничены. 

    В подобной схеме лизинговые компании избегают соблюдения закона о потребительском кредитовании, фактически оставляя граждан без прав на их имущество, которое в отличии от кредита, находится до момента выплаты долга не в залоге, а в собственности третьего лица. 

    При отсутствии специальных гарантий для граждан даже при незначительном нарушении заемщиком обязательств по уплате лизинговых платежей потребители могут быть лишены возможности возврата своего имущества.

    Важным элементом такой «схемы» является установление заведомо заниженной стоимости транспортных средств в заключаемых договорах купли-продажи, что позволяет лишать заемщика права собственности на автомобиль, не выплачивая за него рыночную сумму.

    Лизинговые компании могут вводить потребителей в заблуждение относительно правовой природы сделки путем ненадлежащей рекламы предоставляемых ими финансовых услуг. 

    Например, под видом рекламной услуги по предоставлению займа под залог транспортного средства (паспорта транспортного средства) с физическими лицами фактически заключаются договоры купли-продажи и лизинга автомобиля. 

    В результате подобных схем граждане в конечном итоге лишаются своего имущества

    В случае неправомерного изъятия имущества лизинговыми компаниями следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы или прокуратуру.

     

    Об административной ответственности за распоряжение федеральной собственности с нарушением закона

     

    Статья 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 1), и использование указанного объекта без надлежаще оформленных документов (ч. 2).

    В силу ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации     (далее – ГК РФ) федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. 

    В соответствии со ст.ст. 294 - 297 ГК РФ право распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности (нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями), принадлежит собственнику имущества или с согласия собственника юридическому лицу, за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (в том числе по распоряжению), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

    Договор о распоряжении федеральным имуществом должен быть согласован с собственником имущества и соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

    Несоблюдение этих требований влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 7.24 КоАП РФ.

    За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ, должностным лицам назначается административное наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

    Несоблюдение порядка распоряжения объектом нежилого фонда обычно выражается в том, что лицо:
    а) продает, обменивает, вносит в уставный капитал хозяйственного общества, сдает объект в аренду без согласия собственника;
    б) предоставляет объект в аренду под видом совершения других сделок – хранения, оказания услуг по организации проведения выставок и т.п.

    Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Нарушение порядка использования объекта нежилого фонда может выражаться в том, что лицо использует объект нежилого фонда:
    а) без надлежаще оформленных документов (например, без письменного договора, согласованного с собственником имущества, в отсутствие государственной регистрации договора);
    б) на основании письменного договора, но в отсутствие согласия собственника имущества;
    в) с нарушением установленных норм и правил эксплуатации, содержания объектов нежилого фонда (они устанавливаются в актах соответствующих органов государственной власти и направлены на проведение своевременного и качественного ремонта, замену оборудования нежилых помещений и т.п.).

    Заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении федерального имущества, должна предшествовать процедура торгов (конкурса или аукциона).

    Анализ судебной практики показывает, что юридические лица, владеющие федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в ряде случаев заключают договоры о распоряжении имуществом без согласия собственника и проведения публичных процедур.

    Субъекты предпринимательской деятельности перед получением в пользование объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, должны проявить надлежащую осмотрительность и убедиться в том, что заключают договоры с лицом, имеющим согласие собственника имущества на распоряжение им

    Обязанность по надлежащему заключению и оформлению договора в силу Гражданского кодекса Российской Федерации возложена на обе стороны договора. 

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ, вправе возбудить только прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

    Рассмотрение таких дел, совершенных должностными лицами, а также гражданами, отнесено к подведомственности мировых судей.

    Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

     

                                      В уголовном законе дано понятие специальных средств для негласного получения информации

     

    Федеральным законом от 02.08.2019 № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» указанная статья, предусматривающая ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, дополнена примечанием, в котором дается понятие таких специальных технических средств.

    Согласно закону, под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя. Так же определено, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

                         

                                                                                          О микрофинансовой деятельности

     

    Федеральным законом от 02.08.2019 № 271-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» о запрете на заключение микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа с физическими лицами под залог жилого помещения или доли в нем. Так, часть 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дополнена пунктом 11, которым установлено, что микрофинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом: а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу; б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу; в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве. Указанные изменения вступают в силу с 01.11.2019.

     

    Продление договора аренды государственного (муниципального) имущества допускается неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных Законом о защите конкуренции

    В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

    - размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;

    - минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

    Арендодатель может отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок только при наличии у него задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом.

    С учетом вышеизложенного договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных данной частью указанной статьи.

     

     ФАС России подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ

    Сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

    В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц - потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

    Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

    Постановление Правительства РФ от 05.09.2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

    Также даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссионного вознаграждения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

    Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

     

    Информация Банка России от 01.10.2019 «Законодательные изменения, вступающие в силу 1 октября 2019 года»

    С 1 октября 2019 года изменяются условия предоставления гражданам займов и кредитов

    С указанной даты:

    - банки обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщиков (ПДН) при принятии решения о предоставлении кредита от 10 тыс. рублей (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте) и формировать дополнительный запас капитала при кредитовании заемщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%). ПДН рассчитывается как отношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Аналогичные меры приняты и в отношении микрофинансовых организаций;

    - предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, смогут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России, - банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы, уполномоченные АО "ДОМ.РФ" организации и ФГКУ "Росвоенипотека". Данное ограничение не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику;

    - всем видам микрофинансовых организаций предоставляется возможность проводить идентификацию клиентов с помощью государственных информационных систем, что позволит снизить возможности для мошенничества;

    - для кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлены ограничения процентной ставки по потребительским займам, обеспеченным ипотекой, и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определено, что ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых.

     

     

    Правила возврата авиабилетов при овербукинге

    В связи с поступающими вопросами граждан Сыктывкарская транспортная прокуратура разъясняет, что пассажир имеет право получить полную стоимость авиабилета, даже если он «невозратный», в случае его неиспользования из-за овербукинга некоторые пассажиры в последний момент откажутся от поездки, опоздают на рейс и т.д.)

    Овербукинг - это когда продают больше билетов, чем в самолете есть мест. Авиакомпании делают это для того, чтобы обезопасить себя от потери денег и «перевозки воздуха» в случае если некоторые пассажиры в последний момент откажутся от поездки, опоздают на рейс и т.д.

    Также в случае овербукинга пасссажир может отказаться от предложенных альтернативных вариантов перелета и сдать авиабилет, вернув при этом полную его стоимость, даже если тариф невозвратный.

    В данной ситуации (в случае отказа в вылете из-за отсутствия мест) пассажиру необходимо подойти к стойке регистрации и поставить соответствующую отметку в авиабилете. Необходимо хранить авиабилеты, посадочные талоны, чеки, иные документы, подтверждающие, что перевозка не была осуществлена по вине авиакомпании.

    Следует составить претензию к перевозчику, подписав ее у представителя авиакомпании (если не написали в аэропорту, составьте документ сразу по прибытии домой и отправьте компании-перевозчику, сохраняйте полученные ответы).

    В случае изменения класса обслуживания, например, забронирован авиабилет в бизнес-классе, но места остались лишь в эконом-классе, авиакомпания предложит воспользоваться свободным местом с выплатой компенсации за понижение уровня обслуживания или возмещение стоимости первоначального авиабилета, размер которой высчитывается в зависимости от расстояния перелета.

    Если пассажиру отказано в посадке на рейс, авиаперевозчик обязан предложить альтернативный авиабилет, с помощью которого он долетит в нужный аэропорт. Это может быть ближайший рейс или авиабилет на другую дату этой или другой авиакомпании.

    Если пассажир отдал предпочтение ближайшему рейсу, то авиакомпания обязана предоставить пассажиру аналогичные услуги, как при задержке рейса.

    Пассажир может потребовать от перевозчика выплату материальной компенсации за замену авиабилета и предоставленные неудобства, сумма которой также зависит от расстояния перелета и времени прибытия альтернативного рейса в необходимый аэропорт.

     

    Оплата проезда детей на воздушном транспорте

    Сыктывкарская транспортная прокуратура напоминает, что согласно Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, пассажиры имеют право бесплатно провозить на самолетах детей до 2 лет.

    Детям до 12 лет предоставляются скидки на оплату проезда на самолетах. Также существуют льготы для школьников, детей-сирот и детей-инвалидов.

    Кроме того, пассажир самолета имеет право перевозить с собой одного ребенка до 2 лет без предоставления ему отдельного места на внутренних рейсах - бесплатно, на международных рейсах - со скидкой в размере 90% от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа. Если ребенку в возрасте до 2 лет по просьбе сопровождающего пассажира предоставляется отдельное место, то такой ребенок перевозится со скидкой в размере 50 % от нормального или специального тарифа.

    Перевозка других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет с предоставлением им отдельных мест оплачивается со скидкой в размере 50%.

     

     В России начал действовать новый порядок подачи, рассмотрения и учета заявлений о несогласии родителей на выезд за границу несовершеннолетних детей

     

    С 12 июня 2019 года пограничные органы не принимают заявления от граждан о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина России.

    В соответствии с новым порядком прием и учет таких заявлений осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего гражданина России или несовершеннолетнего гражданина России, в отношении которого подается заявление.

    Постоянно проживающие в других странах российские граждане смогут обратиться по данному вопросу в российские дипмиссии или консульства.

    Согласно новому Порядку в заявлении о несогласии на выезд ребенка за границу заявитель помимо прочего должен указать фамилию, имя, отчество и дату рождения второго законного представителя несовершеннолетнего, а также место его рождения, гражданство и адрес места жительства/пребывания (если эти сведения известны заявителю).

    Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня его регистрации.

    При наличии в заявлении сведений о месте жительства (пребывания) второго законного представителя ребенка ему будет направлено уведомление о внесении сведений о поступившем заявлении в Государственную систему миграционного и регистрационного учета.

    В настоящее время при выезде ребенка из России с одним из родителей нотариально оформленное согласие второго родителя на выезд не требуется.

    Если же ребенок путешествует без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие от одного из названных лиц (оригинал) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государств, которое он намерен посетить. При этом согласие от второго родителя также не требуется.

    Кроме того, нотариально заверенное согласие на выезд из Российской Федерации может быть выписано один раз вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при условии посещения им одних и тех же стран, указанных в этом согласии.

     

    ОАО «Российские  железные дороги» внесены изменения в порядок оформления документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования

    Сыктывкарская транспортная прокуратура доводит до сведения, что Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 01.07.2019 внесены изменения в порядок оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования (Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.07.2018 № 1554/р «Об утверждении Технологии оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования»), которыми уточнен срок начала оформления билетов для инвалидов и лиц, которым по медицинским показаниям требуется исключение контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний. Срок начала оформления билетов для указанной категории лиц при неотложных поездках в (из) лечебные учреждения составляет 10 суток (240 часов) до отправления поезда из пункта отправления пассажира (п. 3.2.3).

    Также уточнен перечень лиц, которым предоставляется услуга резервирования мест. Это пассажиры из числа инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках (на носилках), и пассажиров, не имеющих инвалидности, но следующих при неотложных поездках в (из) лечебное учреждение, передвигающихся в кресле-коляске (на носилках).

    Изменения действуют с 01 июля 2019 года.

     

    Вид на жительство в России станет бессрочным 

    Сыктывкарская транспортная прокуратура разъясняет, что с 01 ноября 2019 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 257-ФЗ в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство».

    В настоящий момент вид на жительство выдается на 5 лет, с возможностью продления.

    Постоянно проживающий в России иностранец, имеющий вид на жительство, обязан будет каждый год подавать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ в орган внутренних дел, в том числе - в электронной форме. По истечении каждого пятого года уведомление подается только лично. Если непрерывно в течение любых двух календарных лет иностранец не пошлет такое уведомление, вид на жительство будет аннулирован.

    Уточнено, что заявление о выдаче вида на жительство подается (кроме отдельных категорий иностранных граждан) не ранее чем через 8 месяцев первого года проживания в РФ на основании разрешения на временное проживание и не позднее чем за 4 месяца (ранее - 6 месяцев) до истечения срока действия разрешения.

    Для иностранных высококвалифицированных специалистов и членов их семей вид на жительство будет выдаваться на срок действия их разрешения на работу.

    Расширен перечень лиц, которым вид на жительство выдается без получения разрешения. В их число включены иностранные граждане:

    - родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в гражданстве СССР;

    - успешно освоившие в РФ имеющую госаккредитацию программу высшего образования по очной форме обучения и получившие документ об образовании и о квалификации с отличием;

    - отдельные категории квалифицированных специалистов, осуществлявшие трудовую деятельность в РФ не менее 6 месяцев до дня обращения с заявлением.

    Кроме того, расширен перечень лиц, которым разрешение на временное проживание в РФ выдается без учета квоты Правительства РФ. Кроме вышеуказанных лиц в их число включены, в частности, иностранные граждане:

    - являющиеся гражданами Украины или лицами без гражданства, постоянно проживавшими на ее территории, признанными беженцами либо получившими временное убежище в РФ;

    - переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев;

    - бывшие гражданами государства, входившего в состав СССР, и получившие профессиональное образование в государственной образовательной или научной организации, расположенных на территории РФ, по имеющим госаккредитацию образовательным программам.

    Срок выдачи разрешения сокращен с 6 до 4 месяцев.

     

    Установлен новый порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства

    Росимущество для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение.

    Имущество подлежит распоряжению путем переработки (утилизации), уничтожения или реализации по решению комиссии Росимущества.

    Для оказания услуг по переработке (утилизации) имущества может привлекаться исполнитель на основании договора.

    Закреплен открытый перечень имущества, подлежащего реализации (в него входят, например, строительные материалы, техника и оборудование, предметы роскоши, полудрагоценные камни и изделия из них, древесное сырье и лесоматериалы).

    Имущество подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства (Постановление Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства»).

     

     ФАС России разъяснены особенности передачи прав владения и пользования в отношении бесхозяйного участка сетей теплоснабжения или водоснабжения

    Сообщается, в частности, что эксплуатация бесхозяйного участка сетей теплоснабжения или водоснабжения по передаточному акту не порождает последствий, необходимых для дальнейшей передачи этому же лицу участка сети, технологически связанного с бесхозяйным участком, поскольку орган местного самоуправления, не являясь собственником указанного имущества, не может им распорядиться, а у эксплуатирующей бесхозяйный участок сети организации не возникает законного права владения или пользования таким участком.

    Таким образом, государственное или муниципальное имущество, имеющее взаимные точки присоединения с бесхозяйным имуществом, не может быть передано без проведения торгов хозяйствующему субъекту, осуществляющему эксплуатацию такого бесхозяйного имущества, в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (Перечень поручений по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума», утв. Президентом РФ 21.09.2019 N Пр-1949).

     

    Увеличен критерий нуждаемости для семей при установлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка

     

    Ежемесячная выплата до достижения ребенком полутора лет может быть назначена, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную (ранее - 1,5-кратную) величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения.

    Заявление о назначении ежемесячной выплаты может быть подано в течение трех лет (ранее - полутора лет) со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

    При этом ежемесячная выплата будет назначаться по новым правилам. Сначала выплата назначается до достижения ребенком возраста одного года. Затем необходимо будет подавать новые заявления для назначения выплаты на срок до достижения возраста двух лет, а затем до достижения трех лет.

    Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

     

    С 2020 года изменится порядок оплаты за водопользование для предприятий электрогенерации, использующих прямоточные системы технического водоснабжения

    В частности, установлено, что ставка платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для целей производства тепловой и электрической энергии указанными субъектами электроэнергетики с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года:

    для озера Байкал и рек его бассейна составит 636 рублей;

    для водных объектов (за исключением озера Байкал и рек его бассейна), находящихся в федеральной собственности, рассчитывается путем применения раздела I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, с коэффициентом 2,01.

    Также определен порядок оплаты указанными субъектами для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года и начиная с 2026 года.

    К ставкам платы предусмотрено применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

    Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

    С 2020 года изменится порядок оплаты за водопользование для предприятий электроген

    "Росреестр рекомендует собственникам недвижимости проверять сведения, внесенные в ЕГРН"

     

    Росреестр напоминает гражданам о необходимости проверки сведений, внесенных в ЕГРН, при совершении регистрационных действий

    Рекомендуется тщательно проверять сведения в документах при постановке на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимость, а при обнаружении ошибок своевременно сообщать об этом в территориальные органы Росреестра. Ошибки могут быть как техническими, так и реестровыми. В зависимости от характера неточности ведомство в течение трех - пяти дней внесет исправление в ЕГРН и уведомит об этом заинтересованных лиц.

    Среди распространенных технических ошибок - неправильные фамилии, имена и отчества правообладателей, адреса объектов недвижимости. Исправление таких ошибок осуществляется по заявлению заинтересованного лица либо по решению органа регистрации прав, если несоответствия в записях ЕГРН будут выявлены сотрудниками Росреестра. При этом такие исправления не должны повлечь за собой прекращение, возникновение или переход прав.

    Если недостоверные сведения содержались в документах, которые представлены на кадастровый учет, и были воспроизведены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка. Например, кадастровый инженер неправильно определил площадь дома, границы участка и т.д. Для исправления реестровой ошибки потребуется внести изменения в документ, содержавший ошибку, а также в характеристики объекта недвижимости.

    В случае, если исправление технической или реестровой ошибки влечет за собой прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права собственности, ситуация может быть разрешена только в судебном порядке.

     

    Основания ограничения или приостановления предоставления

    коммунальной услуги в многоквартирных домах и жилых домах

    В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

    Во исполнение статьи 157 ЖК РФ  постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которым также урегулированы вопросы приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – Правила).

    В силу п. 114 Правил под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение график предоставления услуги в течение суток, а под приостановлением – временное прекращение подачи ресурса. 

    Правилами определены основания и процедуры применения указанных мер. Так, они могут быть введены без предварительного уведомления потребителя в случае (п. 115):

    а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;

    б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;

    в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям;

    г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;

    д) получения предписания органа контроля (надзора) о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан. 

    Предварительное уведомление потребителя о предстоящем  ограничении или приостановлении коммунальной услуги требуется в случае (п. 117 Правил): 

    а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;

    б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

    При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета при условии отсутствия заключенного потребителем-должником соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил).

    Согласно п. 119 Правил введение ограничительных мер проводится в следующем порядке.

    Во-первых, потребителю-должнику вручается под расписку или направляется заказным письмом предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения предоставление ему коммунального ресурса может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.  Такое предупреждение может быть передано потребителю посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

    Во-вторых, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении при наличии технической возможности вводится ограничение услуги.

    В-третьих, при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги предоставление коммунальной услуги приостанавливается.

    При этом в многоквартирных домах не может быть приостановлена поставка отопления и холодного водоснабжения              (подп. «в» п. 119 Правил).

    Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня:

    - полного погашения задолженности и оплаты расходов по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги;

    - заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.

    Согласно п. 121 Правил мероприятия по ограничению либо приостановлению предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги может быть введено только в отношении потребителей, допустивших возникновение задолженности. Добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в одном многоквартирном доме со злостными неплательщиками, ограничение или приостановление коммунальной услуги не коснется.

     

     

    За прогул уволить можно не всегда

     

                Верховный суд России защитил простого рабочего из Иркутской области и сделал важное разъяснение о том, как следует решать спор об увольнении из-за прогула.

                Мужчина работал на заводе в электролизном цеху, смена составляет 12 часов, работа не из простых, но покинул рабочее место он не потому что устал или «надоело», а потому что в тот день проходили похороны его товарища.

                Так как он не собирался «тихонько» уйти, пока никто не видит, а скорее наоборот: с утра подошел и к бригадиру, и к мастеру, написал заявление директору, передал заявление через бригадира, объяснил причины такой необходимости и ушел. А когда вернулся, узнал, что уволен за прогул. Начальник заявление не подписал, а поэтому формально оснований уйти у работника не было. Повторимся – «формально» работодатель прав, но тут есть одно «но».

                У каждого бывают ситуации, когда надо уйти в разгар рабочего дня. Нередко своим уходом человек никого не подставит, никого не напряжет. Однако отношения с начальником не всегда доверительные и на просьбу работника отпустить ненадолго  ответ категоричный: нет и все.     Но ведь бывает так, что человеку нельзя не уйти, несмотря на запрет, и он уходит.

                В таком случае начальство может оформить сотруднику прогул и уволить на законных основаниях.

                Однако Верховный суд России не поддержал формальные подходы.

                «Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду, - сказано в определении Верховного суда России. - Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен».

                Говоря простым языком, начальник не вправе рубить сплеча. Наказание должно быть соразмерным. Надо доказать, что человек не просто ушел, но был крайне не прав. Например, оставил без контроля опасный производственный цех. Или он заядлый прогульщик и так далее.

    Ответственность за оскорбление

     

                Федеральным законом от 07.12.2011  № 420-Ф «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнен статьей 5.61, предусматривающей административную ответственность за оскорбление.

                При этом статья 130 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность оскорбление, была декриминализована (т.е. в настоящее время не действует).

                Анализ обращений, поступающих на рассмотрение в органы прокуратуры, свидетельствует о том, что значительное число жалоб по-прежнему составляют жалобы на оскорбление граждан.

                Объясняется это в первую очередь тем обстоятельством, что в силу закона полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (оскорбление) наделен только прокурор.

                Вместе с тем основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все высказанные в ходе ссоры или по иным мотивам оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе.

                Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения  является наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

                Учитывая то, что оскорбление образует не всякое унижение человеческого достоинства, а лишь выраженное в неприличной форме, то к противоправной следует относить обсценную лексику (мат).

                Не образуют состава оскорбления действия лица, которое публично употребило нецензурную брань. Нужно установить, что употребляемая брань относилась к конкретному человеку, была адресована именно ему.

                Не любое неучтивое, грубое обхождение с другим человеком признается оскорблением. В последнем проявляется лишь крайне отрицательная форма унижения человеческого достоинства, что подчеркивает законодатель употреблением в диспозиции ст. 5.61 КоАП РФ конструкции «неприличная форма»

                Какими бы унизительными и неприличными ни казались человеку высказывания или иные действия в его адрес, признать их совершенными в неприличной форме, а следовательно, оскорбительными можно при условии того, что таковыми они являются объективно с точки зрения социально-нравственных нормативов взаимоотношения между людьми в обществе.

                Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

                Необходимо отметить, что часто обращения граждан о привлечении к ответственности оскорбивших их лиц ничем не подтверждаются, и, как правило, отрицаются самим лицом, в отношении которого подано такое заявление.

                В подобных случаях в соответствии с положениями статей 1.5., 26.2., 28.1. КоАП РФ по результатам проверки прокурор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

                Граждане, будьте внимательны в своих высказываниях, не забывайте о нравственных нормах и правилах поведения в обществе, помните об ответственности, предусмотренной административным законодательством Российской Федерации за оскорбление другого лица.

     

    Минюст приступил к разработке уголовной ответственности за распространение в интернете информации, подстрекающей детей на совершение опасных для жизни и здоровья действий

     

                Не столь давно на слуху были названия различных групп в соцсетях, через которые детей призывали совершать самоубийства. Полиция и следователи активно разыскивали таких подстрекателей. Но закона против них не было. Буквально недавно появилось увлечение перебегать дорогу перед быстро едущим ни в чем не повинном транспорте. И истоки этой отнюдь не безобидной игры также оказались в сети. Сколько еще опасных забав и жестоких развлечений выплескивается из интернета на головы детей, неизвестно. А ответственность за такие провокации до сих пор не предусмотрена.

                Минюст решил заполнить этот пробел и начал разработку проекта федерального закона, направленного на установление уголовной ответственности (в том числе в отношении несовершеннолетних) за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть интернет, информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью.

                Предполагается внести изменения в главу 20 УК "Преступления против семьи и несовершеннолетних".

     

                С 1 января 2019 года вводится единый - уведомительный - порядок строительства и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах

     

     

                С нового года перед началом строительства или реконструкции дома нужно уведомить об этом орган местного самоуправления.

                Раньше дачникам не нужно было сообщать местным властям о планируемом строительстве, но в августе были внесены поправки в Градостроительный кодекс. И теперь перед строительством садового дома нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого - заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг - отправить уведомление о планируемом строительстве.

                Обсуждение форм таких уведомлений завершилось. Среди них - формы о планируемых строительстве или реконструкции; изменении параметров планируемого строительства или реконструкции; окончании работ.

                В уведомлении будут указаны кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

                Определены предельные размеры и для садовых домиков, и для домов ИЖС - не выше 20 метров и не больше трех этажей. Важно указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

                После того как дачник сообщил о начале строительства, он должен дождаться ответа от местной администрации о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо строить его на земельном участке. Отказать местные власти могут, если дом превышает указанные в законе размеры, собственник не смог подтвердить свои права на землю и т.д.

                Все эти требования и нововведения касаются исключительно жилых домов, построить баню, беседку или сарай по-прежнему можно без всяких разрешений и уведомлений. И в следующем году ничего не изменится.

                По завершении строительства (в течение месяца после окончания стройки) необходимо снова подавать уведомление в администрацию с приложением технического плана садового дома и ждать ответного уведомления о соответствии стройки требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Местная администрация обязана предоставить такой документ в течение семи рабочих дней. При этом как администрация будет проверять, что дачник настроил, - не забота застройщика. Его задача уведомить, что стройка завершена.

                К уведомлению необходимо приложить техплан на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Местная администрация после выдачи уведомления дачнику о соответствии строения требуемым параметрам самостоятельно направляет все документы в Росреестр. Останется только ждать весточки от налоговиков.

                Стоит учесть, что органы районного и местного управления наделяются полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами, но только через решение суда. Застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также дачник может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам и имеет участок в собственности.

     

    Когда за преступление грозит пожизненное заключение – срок давности не применяется

               

               Верховный суд России фактически расширил число ситуаций, когда срок давности не применяется. В своем обзоре судебной практики он сделал важное разъяснение: когда за преступление грозит пожизненное заключение, человек в любом случае привлекается к уголовной ответственности.

                Это не значит, что суд обязательно посадит гражданина за очень старые, пусть и страшные дела. Сначала человек предстанет перед судом, ответит за свои прошлые грехи, а потом отдельно будет решаться вопрос, освобождать его или нет от наказания.

                В обычных ситуациях срок давности применяется автоматически. Например, нельзя прийти к человеку через два года и обвинить его в преступлении небольшой тяжести. Если же некто совершил тяжкое преступление, то через десять лет обвинение уже никто не предъявит. Но по статьям, где предусмотрена высшая мера наказания, то есть пожизненный срок, вопрос, сажать или нет по истечении сроков давности, находится в исключительной компетенции суда.

                На практике возникла коллизия: как быть, когда в старом преступлении обвиняется женщина или пожилой мужчина? По закону пожизненное заключение к ним не применяется. Значит ли это, что и сроки давности надо применять автоматически?

                С одним из подобных дел недавно пришлось разбираться Верховному суду. Жительница Московской области Н. в начале нулевых совершила убийство. Много лет она была в розыске, а потом истекли сроки давности и женщина нашлась. Статьи, которые ей вменили, предусматривали в том числе пожизненное заключение. Однако вечный срок, естественно, женщине не грозил, потому что она женщина. Поэтому нижестоящие суды автоматически применили срок давности и закрыли дело.

               С таким решением не согласились ни прокуратура, ни потерпевшие. «Судом также не учтены обстоятельства совершения Н. особо тяжкого преступления из корыстных побуждений, последствиями которого явилась смерть А., не приняты во внимание характеризующие данные о личности Н., которая ранее трижды привлекалась к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений, отбывала наказание в виде лишения свободы, не учтены выводы экспертов в акте судебной психологической экспертизы, согласно которым Н. является алчной, циничной, расчетливой, самовлюбленной, эмоционально нечувствительной к другим людям, при задевании ее чувств проявляет агрессию, легко идет на обострение конфликта, вспыльчива, обидчива, злопамятна», - написал прокурор в своей жалобе.

                Потерпевшие в свою очередь подтвердили, что время не зарубцевало их раны. Тем более что они много раз просили правоохранителей принять меры к розыску и задержанию Н., кто теперь виноват, что время ушло?

                Верховный суд, изучив материалы, отменил постановление о прекращении уголовного дела. А сам пример включен в обзор судебной практики с детальными разъяснениями. Как пояснили в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, совершение лицом преступления, за которое предусмотрено пожизненное заключение, свидетельствует о его высокой общественной опасности, поэтому в отношении его применяются иные правила, касающиеся сроков давности.

               

    Основания ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги

    в многоквартирных домах и жилых домах.

    В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

    Во исполнение статьи 157 ЖК РФ  постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которым также урегулированы вопросы приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – Правила).

    В силу п. 114 Правил под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение график предоставления услуги в течение суток, а под приостановлением – временное прекращение подачи ресурса. 

    Правилами определены основания и процедуры применения указанных мер. Так, они могут быть введены без предварительного уведомления потребителя в случае (п. 115):

    а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;

    б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;

    в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям;

    г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;

    д) получения предписания органа контроля (надзора) о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан. 

    Предварительное уведомление потребителя о предстоящем  ограничении или приостановлении коммунальной услуги требуется в случае (п. 117 Правил): 

    а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;

    б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

    При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета при условии отсутствия заключенного потребителем-должником соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил).

    Согласно п. 119 Правил введение ограничительных мер проводится в следующем порядке.

    Во-первых, потребителю-должнику вручается под расписку или направляется заказным письмом предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения предоставление ему коммунального ресурса может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.  Такое предупреждение может быть передано потребителю посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

    Во-вторых, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении при наличии технической возможности вводится ограничение услуги.

    В-третьих, при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги предоставление коммунальной услуги приостанавливается.

    При этом в многоквартирных домах не может быть приостановлена поставка отопления и холодного водоснабжения              (подп. «в» п. 119 Правил).

    Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня:

    - полного погашения задолженности и оплаты расходов по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги;

    - заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.

    Согласно п. 121 Правил мероприятия по ограничению либо приостановлению предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги может быть введено только в отношении потребителей, допустивших возникновение задолженности. Добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в одном многоквартирном доме со злостными неплательщиками, ограничение или приостановление коммунальной услуги не коснется.