Прокурор разъясняет

          

  • Прокурор разъясняет

    Основания ограничения или приостановления предоставления

    коммунальной услуги в многоквартирных домах и жилых домах

    В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

    Во исполнение статьи 157 ЖК РФ  постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которым также урегулированы вопросы приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – Правила).

    В силу п. 114 Правил под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение график предоставления услуги в течение суток, а под приостановлением – временное прекращение подачи ресурса. 

    Правилами определены основания и процедуры применения указанных мер. Так, они могут быть введены без предварительного уведомления потребителя в случае (п. 115):

    а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;

    б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;

    в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям;

    г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;

    д) получения предписания органа контроля (надзора) о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан. 

    Предварительное уведомление потребителя о предстоящем  ограничении или приостановлении коммунальной услуги требуется в случае (п. 117 Правил): 

    а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;

    б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

    При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета при условии отсутствия заключенного потребителем-должником соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил).

    Согласно п. 119 Правил введение ограничительных мер проводится в следующем порядке.

    Во-первых, потребителю-должнику вручается под расписку или направляется заказным письмом предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения предоставление ему коммунального ресурса может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.  Такое предупреждение может быть передано потребителю посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

    Во-вторых, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении при наличии технической возможности вводится ограничение услуги.

    В-третьих, при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги предоставление коммунальной услуги приостанавливается.

    При этом в многоквартирных домах не может быть приостановлена поставка отопления и холодного водоснабжения              (подп. «в» п. 119 Правил).

    Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня:

    - полного погашения задолженности и оплаты расходов по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги;

    - заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.

    Согласно п. 121 Правил мероприятия по ограничению либо приостановлению предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги может быть введено только в отношении потребителей, допустивших возникновение задолженности. Добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в одном многоквартирном доме со злостными неплательщиками, ограничение или приостановление коммунальной услуги не коснется.

     

     

    За прогул уволить можно не всегда

     

                Верховный суд России защитил простого рабочего из Иркутской области и сделал важное разъяснение о том, как следует решать спор об увольнении из-за прогула.

                Мужчина работал на заводе в электролизном цеху, смена составляет 12 часов, работа не из простых, но покинул рабочее место он не потому что устал или «надоело», а потому что в тот день проходили похороны его товарища.

                Так как он не собирался «тихонько» уйти, пока никто не видит, а скорее наоборот: с утра подошел и к бригадиру, и к мастеру, написал заявление директору, передал заявление через бригадира, объяснил причины такой необходимости и ушел. А когда вернулся, узнал, что уволен за прогул. Начальник заявление не подписал, а поэтому формально оснований уйти у работника не было. Повторимся – «формально» работодатель прав, но тут есть одно «но».

                У каждого бывают ситуации, когда надо уйти в разгар рабочего дня. Нередко своим уходом человек никого не подставит, никого не напряжет. Однако отношения с начальником не всегда доверительные и на просьбу работника отпустить ненадолго  ответ категоричный: нет и все.     Но ведь бывает так, что человеку нельзя не уйти, несмотря на запрет, и он уходит.

                В таком случае начальство может оформить сотруднику прогул и уволить на законных основаниях.

                Однако Верховный суд России не поддержал формальные подходы.

                «Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду, - сказано в определении Верховного суда России. - Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен».

                Говоря простым языком, начальник не вправе рубить сплеча. Наказание должно быть соразмерным. Надо доказать, что человек не просто ушел, но был крайне не прав. Например, оставил без контроля опасный производственный цех. Или он заядлый прогульщик и так далее.

    Ответственность за оскорбление

     

                Федеральным законом от 07.12.2011  № 420-Ф «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнен статьей 5.61, предусматривающей административную ответственность за оскорбление.

                При этом статья 130 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность оскорбление, была декриминализована (т.е. в настоящее время не действует).

                Анализ обращений, поступающих на рассмотрение в органы прокуратуры, свидетельствует о том, что значительное число жалоб по-прежнему составляют жалобы на оскорбление граждан.

                Объясняется это в первую очередь тем обстоятельством, что в силу закона полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (оскорбление) наделен только прокурор.

                Вместе с тем основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все высказанные в ходе ссоры или по иным мотивам оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе.

                Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения  является наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

                Учитывая то, что оскорбление образует не всякое унижение человеческого достоинства, а лишь выраженное в неприличной форме, то к противоправной следует относить обсценную лексику (мат).

                Не образуют состава оскорбления действия лица, которое публично употребило нецензурную брань. Нужно установить, что употребляемая брань относилась к конкретному человеку, была адресована именно ему.

                Не любое неучтивое, грубое обхождение с другим человеком признается оскорблением. В последнем проявляется лишь крайне отрицательная форма унижения человеческого достоинства, что подчеркивает законодатель употреблением в диспозиции ст. 5.61 КоАП РФ конструкции «неприличная форма»

                Какими бы унизительными и неприличными ни казались человеку высказывания или иные действия в его адрес, признать их совершенными в неприличной форме, а следовательно, оскорбительными можно при условии того, что таковыми они являются объективно с точки зрения социально-нравственных нормативов взаимоотношения между людьми в обществе.

                Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

                Необходимо отметить, что часто обращения граждан о привлечении к ответственности оскорбивших их лиц ничем не подтверждаются, и, как правило, отрицаются самим лицом, в отношении которого подано такое заявление.

                В подобных случаях в соответствии с положениями статей 1.5., 26.2., 28.1. КоАП РФ по результатам проверки прокурор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

                Граждане, будьте внимательны в своих высказываниях, не забывайте о нравственных нормах и правилах поведения в обществе, помните об ответственности, предусмотренной административным законодательством Российской Федерации за оскорбление другого лица.

     

    Минюст приступил к разработке уголовной ответственности за распространение в интернете информации, подстрекающей детей на совершение опасных для жизни и здоровья действий

     

                Не столь давно на слуху были названия различных групп в соцсетях, через которые детей призывали совершать самоубийства. Полиция и следователи активно разыскивали таких подстрекателей. Но закона против них не было. Буквально недавно появилось увлечение перебегать дорогу перед быстро едущим ни в чем не повинном транспорте. И истоки этой отнюдь не безобидной игры также оказались в сети. Сколько еще опасных забав и жестоких развлечений выплескивается из интернета на головы детей, неизвестно. А ответственность за такие провокации до сих пор не предусмотрена.

                Минюст решил заполнить этот пробел и начал разработку проекта федерального закона, направленного на установление уголовной ответственности (в том числе в отношении несовершеннолетних) за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть интернет, информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью.

                Предполагается внести изменения в главу 20 УК "Преступления против семьи и несовершеннолетних".

     

                С 1 января 2019 года вводится единый - уведомительный - порядок строительства и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах

     

     

                С нового года перед началом строительства или реконструкции дома нужно уведомить об этом орган местного самоуправления.

                Раньше дачникам не нужно было сообщать местным властям о планируемом строительстве, но в августе были внесены поправки в Градостроительный кодекс. И теперь перед строительством садового дома нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого - заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг - отправить уведомление о планируемом строительстве.

                Обсуждение форм таких уведомлений завершилось. Среди них - формы о планируемых строительстве или реконструкции; изменении параметров планируемого строительства или реконструкции; окончании работ.

                В уведомлении будут указаны кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

                Определены предельные размеры и для садовых домиков, и для домов ИЖС - не выше 20 метров и не больше трех этажей. Важно указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

                После того как дачник сообщил о начале строительства, он должен дождаться ответа от местной администрации о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо строить его на земельном участке. Отказать местные власти могут, если дом превышает указанные в законе размеры, собственник не смог подтвердить свои права на землю и т.д.

                Все эти требования и нововведения касаются исключительно жилых домов, построить баню, беседку или сарай по-прежнему можно без всяких разрешений и уведомлений. И в следующем году ничего не изменится.

                По завершении строительства (в течение месяца после окончания стройки) необходимо снова подавать уведомление в администрацию с приложением технического плана садового дома и ждать ответного уведомления о соответствии стройки требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Местная администрация обязана предоставить такой документ в течение семи рабочих дней. При этом как администрация будет проверять, что дачник настроил, - не забота застройщика. Его задача уведомить, что стройка завершена.

                К уведомлению необходимо приложить техплан на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Местная администрация после выдачи уведомления дачнику о соответствии строения требуемым параметрам самостоятельно направляет все документы в Росреестр. Останется только ждать весточки от налоговиков.

                Стоит учесть, что органы районного и местного управления наделяются полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами, но только через решение суда. Застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также дачник может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам и имеет участок в собственности.

     

    Когда за преступление грозит пожизненное заключение – срок давности не применяется

               

               Верховный суд России фактически расширил число ситуаций, когда срок давности не применяется. В своем обзоре судебной практики он сделал важное разъяснение: когда за преступление грозит пожизненное заключение, человек в любом случае привлекается к уголовной ответственности.

                Это не значит, что суд обязательно посадит гражданина за очень старые, пусть и страшные дела. Сначала человек предстанет перед судом, ответит за свои прошлые грехи, а потом отдельно будет решаться вопрос, освобождать его или нет от наказания.

                В обычных ситуациях срок давности применяется автоматически. Например, нельзя прийти к человеку через два года и обвинить его в преступлении небольшой тяжести. Если же некто совершил тяжкое преступление, то через десять лет обвинение уже никто не предъявит. Но по статьям, где предусмотрена высшая мера наказания, то есть пожизненный срок, вопрос, сажать или нет по истечении сроков давности, находится в исключительной компетенции суда.

                На практике возникла коллизия: как быть, когда в старом преступлении обвиняется женщина или пожилой мужчина? По закону пожизненное заключение к ним не применяется. Значит ли это, что и сроки давности надо применять автоматически?

                С одним из подобных дел недавно пришлось разбираться Верховному суду. Жительница Московской области Н. в начале нулевых совершила убийство. Много лет она была в розыске, а потом истекли сроки давности и женщина нашлась. Статьи, которые ей вменили, предусматривали в том числе пожизненное заключение. Однако вечный срок, естественно, женщине не грозил, потому что она женщина. Поэтому нижестоящие суды автоматически применили срок давности и закрыли дело.

               С таким решением не согласились ни прокуратура, ни потерпевшие. «Судом также не учтены обстоятельства совершения Н. особо тяжкого преступления из корыстных побуждений, последствиями которого явилась смерть А., не приняты во внимание характеризующие данные о личности Н., которая ранее трижды привлекалась к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений, отбывала наказание в виде лишения свободы, не учтены выводы экспертов в акте судебной психологической экспертизы, согласно которым Н. является алчной, циничной, расчетливой, самовлюбленной, эмоционально нечувствительной к другим людям, при задевании ее чувств проявляет агрессию, легко идет на обострение конфликта, вспыльчива, обидчива, злопамятна», - написал прокурор в своей жалобе.

                Потерпевшие в свою очередь подтвердили, что время не зарубцевало их раны. Тем более что они много раз просили правоохранителей принять меры к розыску и задержанию Н., кто теперь виноват, что время ушло?

                Верховный суд, изучив материалы, отменил постановление о прекращении уголовного дела. А сам пример включен в обзор судебной практики с детальными разъяснениями. Как пояснили в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, совершение лицом преступления, за которое предусмотрено пожизненное заключение, свидетельствует о его высокой общественной опасности, поэтому в отношении его применяются иные правила, касающиеся сроков давности.

               

    Основания ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги

    в многоквартирных домах и жилых домах.

    В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

    Во исполнение статьи 157 ЖК РФ  постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которым также урегулированы вопросы приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – Правила).

    В силу п. 114 Правил под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение график предоставления услуги в течение суток, а под приостановлением – временное прекращение подачи ресурса. 

    Правилами определены основания и процедуры применения указанных мер. Так, они могут быть введены без предварительного уведомления потребителя в случае (п. 115):

    а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;

    б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;

    в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям;

    г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем;

    д) получения предписания органа контроля (надзора) о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан. 

    Предварительное уведомление потребителя о предстоящем  ограничении или приостановлении коммунальной услуги требуется в случае (п. 117 Правил): 

    а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;

    б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

    При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета при условии отсутствия заключенного потребителем-должником соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил).

    Согласно п. 119 Правил введение ограничительных мер проводится в следующем порядке.

    Во-первых, потребителю-должнику вручается под расписку или направляется заказным письмом предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения предоставление ему коммунального ресурса может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.  Такое предупреждение может быть передано потребителю посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

    Во-вторых, при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении при наличии технической возможности вводится ограничение услуги.

    В-третьих, при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги предоставление коммунальной услуги приостанавливается.

    При этом в многоквартирных домах не может быть приостановлена поставка отопления и холодного водоснабжения              (подп. «в» п. 119 Правил).

    Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня:

    - полного погашения задолженности и оплаты расходов по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги;

    - заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.

    Согласно п. 121 Правил мероприятия по ограничению либо приостановлению предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги может быть введено только в отношении потребителей, допустивших возникновение задолженности. Добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в одном многоквартирном доме со злостными неплательщиками, ограничение или приостановление коммунальной услуги не коснется.